Венчание – это таинство Церкви, в котором Бог подает будущим супругам, при обещании ими хранить верность друг другу, благодать чистого единодушия для совместной христианской жизни, рождения и воспитания детей.

Нужно заранее выбрать день венчания, прий­ти в храм и записаться (в регистратуре храма). Венчание не совер­шается: по вторникам, четвергам, субботам, накануне двунадесятых и великих праздни­ков, во время многодневных постов, в Свят­ки, в Неделю мясопустную, в течение мас­леницы и в Неделю сыропустную; в течение Пасхальной (Светлой) седмицы; в дни (и на­кануне) Усекновения главы Иоанна Предтечи (11 сентября) и Воздвижения Креста Господ­ня (27 сентября) (подробнее обо всем этом можно узнать в храме)

Перед венчанием (за несколько дней) по возможности нужно исповедоваться и причаститься Святых Христовых Тайн.

Для готовящихся вступить в венчанный брак в Михаило-Архангельском соборе проводятся беседы каждую субботу в 18:00.

Для совершения таинства Венчания нужно иметь:

  • Икону Спасителя.
  • Икону Божией Матери.
  • Обручальные кольца.
  • Венчальные свечи (продаются в храме).
  • Белое полотенце (рушник для постилания под ноги).

Венчание совершается только между парами, чей брак зарегистрирован в ЗАГСе (можно утром зарегистрировать брак, а днем прийти на венчание, либо совершить все в разные дни).

Церковь не допускает венчание:

  • уже состоящих в ином браке, церковном или зарегистрированном в ЗАГСе;
  • неверующих людей;
  • прямых родственников, а также находящихся в родстве по боковой линии до четвертой степени включительно;
  • состоящих в духовном родстве: крестный родитель с крестным сыном (дочерью) либо крестный родитель с матерью (отцом) крестного сына (дочери);
  • ранее состоявших в трех браках;
  • не достигших брачного возраста согласно государственному законодательству;
  • удочеривших с удочеренными, усыновивших с усыновленными, приемных родителей с приемными детьми.

Все эти атрибуты для венчания, в том числе обручальные кольца с молитвой «Господи, славою и честью венчай их!», имеются в наличии в лавке Свято-Михайловского собора:

Брак — истинное богатство и великое счастье

Чем так важно венчание в храме и как оно влияет на семейную жизнь

Сегодня о кризисе семьи говорят все: политики, демографы, социологи. Устрашающе звучит статистика, согласно которой около половины заключенных браков заканчиваются разводом. По данным Управления ЗАГС Администрации Ижевска в 2016 году зарегистрировано 4570 актов о заключении брака, что на 1443 (24%) меньше, чем за предыдущий год.  В то же время 2621 пара расторгли брак.

Вчерашние счастливые жених и невеста, уверенные в том, что их счастье продлится всю жизнь, вновь приходят в загс обиженные и раздраженные, спеша скорее расторгнуть свои отношения. Другие, глядя на них, решают жить вместе, не регистрируя отношений. Третьи беспорядочно встречаются со всеми подряд.

Поколения, выросшие в неполных семьях, не видевшие настоящей семейной любви и гармонии, потеряли традиции, не знают, как начать построение семьи, как преодолевать трудности. «Верующие, как и неверующие, встревожены в наши дни неустойчивостью браков и горем, которое эта неустойчивость приносит как супругам, так и детям. Многие озабочены раздробленностью семей и безрадостностью семейной жизни, которая царит повсеместно. Это происходит отчасти потому, что идеал брака, когда-то существовавший, сейчас оказался людям непонятным», — со скорбью писал один из самых известных пастырей 20-го века митрополит Антоний Сурожский.

Наверное, не будет преувеличением сказать, что большинство молодых людей мечтают о крепкой, дружной и любящей семье. Мечтают смотреть в одну сторону, мечтают, чтобы муж был главой семьи, защитником, а жена всегда встречала его с радостной улыбкой.

Православная Церковь учит: для того, чтобы эти мечты начали осуществляться, каждому из супругов необходимо быть готовым работать над собой, меняться ради любимого человека. И конечно, путь семейной жизни нужно начинать с того, чтобы закрепить его в Церкви, получить Божие благословение – пройти Таинство венчания.

«Из Евангелия нам известно, что Господь Иисус Христос присутствовал на браке в Кане Галилейской. Во время свадебного торжества Спаситель совершил Свое первое чудо – претворил воду в вино. Он сделал это для того, чтобы не прекратилась радость брачного пира. Тем самым Он освятил Таинство бракосочетания, и Своим присутствием, и Божественным чудом, которое произошло, — рассказывает дьякон Илья Медведев секретарь-референт Ижевского епархиального управления. —  Христос указал нам путь спасения, и дал некий инструмент, который мы имеем – Таинства, через которые на человека сходит благодать Божья. Одно из них – венчание.  В нем мужчина и женщина сочетаются в единое тело. Они уже говорят «мы», а не «я» и считают себя «малой церковью».

Ижевчане Игорь и Татьяна венчались полгода назад. Ему было 24 года, ей – 22. «Когда мы со своей будущей супругой решили пожениться, у нас даже не возникал вопрос о необходимости венчания: если уж мы регистрируем брак в государственном ведомстве, то само собой мы будем регистрировать его и в Церкви, — рассказывает Игорь, —  был лишь выбор, в каком храме венчаться. Выбрали Свято-Михайловский собор. Мы оба воцерковленные люди, но венчаться мы решили не потому, что это какой-то долг или обязанность. При венчании каждому из супругов, через символические действия, через молитвы и чтение Священного Писания, напоминается сам смысл брака. Будущие супруги перед Богом свидетельствуют, что их намерения чисты и искренни, обещают быть верными и на протяжении всей своей жизни развивать любовь между собой, переводить ее из разряда чувств в нечто гораздо большее. Начинающаяся с венчания семейная жизнь наполняется особенным смыслом. Брачующиеся осознают, что их союз теперь это не просто обоюдное желание двух людей жить вместе, это еще и союз, благословленный Богом, который люди не имеют права расторгать. Такое начало брака призвано сделать семью крепче, а супругов обязывает более ответственно относиться друг к другу и к своим чувствам. Именно поэтому мы решили закрепить брак не только печатью в паспорте, но и через Таинство венчания».

К сожалению, супругов, настроенных так высоко, сейчас мало. Но каждый из нас должен стараться не позволять бытовым неурядицам, подобно серной кислоте, съедать, обращать в ничто светлое, прекрасное, радостное чувство, которое когда-то заставило нас сделать предложение руки и сердца или принять его. Только душа, спросившая у Бога терпения, готовая трудиться бесконечно, становится мудрой, сильной и победоносной в подвиге любви.

Некоторые, даже верующие молодые люди говорят: «Венчание – это слишком ответственно, такая святыня, мы к этому пока не готовы». Это подобно тому, как кто-нибудь, избегая Таинств Исповеди и Евхаристии, говорит: «Я не достоин причащаться». Скорее всего, под видом такого смирения, скрывается нежелание очищать свою жизнь. Враг рода человеческого часто прикрывает соблазны личиной добра. За словами «я не готов к венчанию», возможно, прячется не смирение, а тайное желание пожить в свое удовольствие, желание избежать ответственности перед Богом, ответственности, которой всё равно не избежать. Потому что, откладывая венчание, человек все равно несет ответственность за семью, только теперь он ещё и отказывается испросить у Господа помощи в семейной жизни.

Несмотря на то, что Церковь с уважением относиться к браку, зарегистрированному в ЗАГСе, признавая его законным, все-таки для духовной полноты супружеских отношений, необходимо венчание. Ведь никто не будет спорить с тем, что брак – это начало новой жизни, один из самых ответственных моментов в жизни каждого человека. И такое дело необходимо начинать с Божьего благословения. Ведь семейная жизнь всегда связана с трудностями, в ней человеку приходиться бороться со своим «Эго», меняться ради другого. А в Таинстве венчания священник испрашивает у Бога ниспослать на венчающихся благодать. Благодать Божия помогает человеку справляться со всеми трудностями.

Отсюда можно сделать вывод, что венчание в православной церкви это: благословение на долгую и счастливую семейную жизнь, благословение на рождение здоровых детей, благословение на духовное единство, благословение на добропорядочную жизнь христианской семьи.

Молодожены, которые не вступили в этот важный духовный союз, хоть и считаются полноценной семьей, все же лишены духовной полноты отношений. Именно поэтому венчание в Церкви возможно в любом возрасте, даже спустя несколько лет после государственной регистрации брака.

Но что дает венчание в церкви в столь почтенном возрасте? На сегодняшний день венчаться  в церковь приходят и семейные пары, которые прожили в юридическом браке не одно десятилетие. Именно столько времени им понадобилось, чтобы понять для себя, что они – половинки одного целого. Теперь же они готовы засвидетельствовать этот факт и перед Богом – для них смысл венчания не в праздной традиции.

Супруги Лапины —  Александр Федорович и Тамара Павловна прожили в браке 42 года. Решение обвенчаться пришло в 1998 году, спустя 24 года совместной жизни. «Оно было обоюдным и осознанным, мы бы и раньше повенчались, если бы можно было, — говорят супруги. — У нас к этому времени старшая дочь вышла замуж, и мы хотели показать пример, что, как говориться, «браки совершаются на небесах». Каких-то существенных изменений в нашей семье после венчания не произошло, потому что у нас всегда были замечательные отношения. Мы  просто стали в душе, где-то там далеко-далеко, чувствовать, что мы ещё ближе друг к другу. Венчались мы в Александро-Невском соборе в Ижевске. Всё было настолько торжественно, что душа трепетала».

Если вновь перейти на язык цифр, то пик венчаний пришелся на 2011 год. Тогда количество обвенчавшихся пар по отношению к числу заключивших брак составляло 70 %. В 2016 году – всего 7%, в храмах Ижевской епархии было повенчано 332 пары.

Конечно, об этом традиционном церковном обряде можно рассуждать вечно и как показывает практика последних лет, обойтись без него можно, но Церковь настоятельно не рекомендует. Впрочем, и сотрудники ЗАГСов уверены, что если бы венчалась, хотя бы каждая вторая пара, то и разводы бы сократились вдвое.

Апостол Павел в одном из своих посланий воспел величественный гимн любви: «Любовь долготерпит, милосердствует. Любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине. Любовь всё покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает…».

Наталья Роева

Подробнее о подготовке к венчанию можно узнать, посетив беседы со священником.