Духовное чтение в дни Великого поста

книги

Дни Великого поста — это время, которое мы должны посвятить заботе о чистоте своей души. В эти дни каждый из нас должен поработать над собой, чтобы научиться видеть свои грехи и избавиться от греховных привычек. В этом деле нам может помочь тот духовный опыт, который собран в сочинениях святых отцов и современных пастырей. Этот опыт каждый может почерпнуть из книг. Вот почему душеполезное чтение является неотъемлемой частью поста.

Богатый выбор духовной литературы представлен в книжной лавке Михаило-Архангельского кафедрального собора г. Ижевска. Вход в лавку — через нижний крестильный храм. Здесь каждый сможет подобрать духовную и православную художественную литературу как для себя, так и в подарок родным и близким.

О пользе духовного чтения

Почему важно духовное чтение?

«Не хлебом единым будет жить человек, но всяким словом Божиим» (Лк. 4, 4). Это слова Самого Спасителя, которые Он произнес во время Своего искушения в пустыни. Тем самым Он показал, насколько пища для бессмертной души важнее еды телесной.

Святитель Иоанн Златоуст говорит об этом так: «Что телесная пища для поддержания наших сил, то же и чтение Писаний для души. Оно есть духовная пища, которая укрепляет ум и делает душу сильной, твердой и умной, не позволяет ей увлекаться неразумными страстями».

Невозможно считать себя христианином и при этом не знать Священного Писания, в котором, по выражению блаженного Августина, «Бог беседует с нами». А тот же Иоанн Златоуст утверждал, что чтение Писания сильнее огня умягчает ожесточенную душу и делает ее способною на все прекрасное.

Но православный христианин обращается не только к Библии, но и к житиям святых и духовному наследию отцов Церкви.

Святые отцы любили сравнивать духовные книги с зеркалом, в которое вглядывается душа, чтобы увидеть свои недостатки.

Вот почему это чтение еще называют душеполезным. Чтение особенно важно в наши времена, когда есть недостаток в духовном руководстве.

Как нужно читать?

В деле духовного чтения очень важны умеренность и постоянство. Такого рода литературу нельзя проглатывать целыми томами. Святые отцы советовали читать мало, но внимательно, с благоговением, дабы не потерять интерес к читаемому. Нужно стараться, чтобы каждое слово дошло до сердца и ума, иначе такое занятие окажется бесплодным.

Важно также соотносить написанное в Священном Писании со своей жизнью, пытаться исполнить это на деле.

«Книги святых отцов мы читаем не для того, чтобы накопить много знаний, тем более не для того, чтобы ими гордиться. Священное Писание надо читать не для знания, а для того, чтобы спасти свою душу», — говорил схиигумен Иоанн (Алексеев).

Об этом же предупреждал и святитель Тихон Задонский: «Если только ум будешь от книги изощрять, а волю не будешь исправлять, то от чтения книги еще злее будешь, чем прежде был».

Но есть и другая сторона медали. Святитель Игнатий Брянчанинов предупреждает нас об опасности чтения книг, не соответствующих нашему образу жизни. Так, мирянам следует очень осторожно подходить к сочинениям, адресованным монашествую­щим, извлекая из них только то, что пригодится им в их собственной духовной жизни.

Что читать?

Прежде всего, нельзя забывать о регулярном чтении Священного Писания, особенно Нового Завета и Псалтири. После прочтения отрывка из Писания желательно почитать и толкования этого отрывка. В целом из различных книг – житий, сочинений отцов Церкви, произведений духовных авторов, поучений, наставлений – каждый может выбрать что-то по своим предпочтениям. Одни предпочитают древние произведения. Другим более актуальными кажутся творения современных нам пастырей или живших в Советские годы.

Так или иначе, изучать духовную литературу стоит внимательно и с большим смирением, и тогда Господь Сам просветит сердце человека, жаждущего встречи с Ним.